Девиз любого дизайнера – «без ТЗ … (тут не пропущено цензурой) от стула не подниму». Сегодня я хочу обсудить этот важный вопрос – «Как регламентировать взаимоотношения дизайнера и заказчика?» Проще говоря, как сэкономить заказчику и сохранить нервы дизайнеру. И прийти ко всеобщему счастью и удовольствию.
Что же такое за зверь – это ТЗ, кто эти темные боги – Бриф, Спек и иже с ними?
Это рамки мироздания, грубо и бесцеремонно обламывающие полет фантазии дизайнера и мощный коллективный мозг заказчика, иногда включающий в себя мимо проходящую Антонину Павловну – главбуха и Петра Ивановича – охранника.
И чем четче эти рамки, тем грубее они обламывают, и как ни странно, лучше делается работа. Скажу больше, именем Брифа творится воистину черная магия. Однажды призвав его, можно оценить масштабы предстоящих работ, финансовые затраты и дедлайны. ТЗ, сотворенное во время самых отвратительных ритуалов и кровавых жертв, умилостивит алчущих потусторонних сущностей, сделает правки неприятным прогнозируемым действием, а не стихийным бедствием, пережить которое дано не каждому. И принесет богатый урожай. В сторону лирику и красивые слова, перейдем к конкретике, побудившей меня на этот пост.
Жил да был я, скромный дизайнер всего, что дизайнится. От одного старого заказчика, которому я делаю модели для прессформ, и с которым уже выстроились рабочие взаимоотношения, поступил запрос – смоделировать под прессформу игрушечные машинки. Задача звучит не очень страшно.
Долго сказка сказывается, да скоро дело делается. Базу обмерил, нарисовал в солиде и принялся за корпуса. Периодически добавлялись новые машинки, несколько забраковалось, поскольку дизайны получились похожими. В общем, обычный рабочий процесс.
В разрез этой задачи, тот же заказчик скидывает мне новую задачу, срочно сделать стакан с колпаком. В оригинале там лежал приунывший человек-паук.
Стакан сделал, благополучно забыл про него и вернулся к своему АВТОВАЗу. Под конец заказчик захотел мерседес и хаммер. Провозился еще какое-то время, поднатужился и к всеобщему удовольствию сдал заказ.
Прошло еще какое-то время, прессформы уже сделаны, пробные машинки отлиты, выглядят на удивление хорошо, все задумки удались. И тут мне звонит мой заказчик и начинает что-то говорить про купол на стакане, мол радиус нужно увеличить, а то что-то туда не влазит. Увеличиваю на указанную цифру, дизайн поплыл, и купол уже не купол, а какой-то изврат. Как-то между 2 или 3 попытками спрашиваю, а что собственно туда не лезет? Оказывается, что Стакан и Машинки – это один проект. Машинка должна вкладываться в купол и побуждать конечного потребителя неистово желать товар. Все это было в голове у конечного заказчика, и выяснилось другими участниками процесса когда уже все было готово. И началась битва. Я сделал десяток вариантов этого проклятого купола, корячил эти машинки хоть набок, хоть на попа. Все не то.
Уже серьезно задумавшись о своей адекватности, пришел к мысли что все вокруг идиоты, что мы просто не понимаем друг друга. Мне транслируют пожелания, сверстанные на ходу бригадой конечного заказчика, а я не врубаюсь. Позвонил напрямую, выяснил. Пришли к мнению, что геометрию по возможности менять не надо, сделаю пару вариантов с разными размерами, и примем коллективное решение. По итогам – хаммер был усечен и из брутального внедорожника превратился в революционный грузовичок, купол чуть-чуть увеличен – 2 прессформы на переделку.
Как бы повернулся рабочий процесс, если было изначально сделано правильное ТЗ? Все сели бы за большим столом, и под чай с печеньками был бы рождён документ, где всем доносилась мысль, что машинки должны быть под куполом определенных габаритов. И птицы вокруг поют и правки – косметические в количестве 2-х штук. А переделка прессформ – в страшных кошмарах далекого мира.
PS. К сожалению, мир не справедлив, и это самое ТЗ достается не всегда, или слишком поздно, или лучше бы его вообще небыло, ибо такое ТЗ сатанист после литра водки писал. В заключении этого крика души, хочу спросить у сообщества, а как вы видите идеальное и по возможности краткое, лоснящееся от удовольствия и самодостаточности ТЗ? Чтобы выдать унифицированную форму, и представить всему миру на безвозмездное пользование во всеобщее благо.
Название | Красивое. Как яхту назовешь, так она и поплывет |
Сроки | Реальные, согласованные со всеми сторонами |
Концепт | Описание, как видит заказчик проект в финале |
Референсы/эскизы | Со стороны заказчика |
Мудборд | Видение концепта командой дизайнера |
Примечания | Особые пожелания заказчика, и дельные мысли исполнителя |
На этом все, да прибудет с вами сила.
Искренне Ваш, design-exp.com
Written well and in a very relatable manner. You are touching more lives than you might be thinking or knowing. Proud of you as always. June Alberto Fleeman